Наш логопед Коррекционно-диагностический центр для детей и взрослых
+7(4912) 29-53-53 Рязань, Касимовское ш. 5
Рязань, Семёна Середы 42,
Рязань, Васильевская 22

Причины, диагностика и лечение заикания

Заикание (логоневроз) — встречается как у детей, так и у взрослых. При нём возникают сложности с произношением, требующие много времени для воспроизведения речи: многократное повторение слогов и коротких слов или длинные паузы между словами и фразами. Человек с заиканием испытывает сильный стресс, осознавая дефектность своей речи, у него развиваются психологические комплексы, которые ещё больше усугубляют состояние. Особенно ярко это проявляется у подростков.

Причины заикания

Чаще всего впервые диагностируют заикание у детей 2-4 лет и 5-7 лет. Существуют две формы заикания:

• Неврозоподобная форма заикания. В раннем возрасте чаще диагностируют именно её. Развивается на фоне органических изменений головного мозга, возникших после травм и других патологических состояний, перенесённых внутриутробно, в ходе родов или в раннем детском возрасте. Также может быть обусловлена генетически. Трудно поддаётся лечению, но тем не менее корректируется достаточно, чтобы облегчить коммуникацию и снизить шанс развития тяжелых психологических проблем.
  • Невротическая форма заикания. Может появиться в любом возрасте, но чаще всё-таки встречается у детей, в связи с хрупкостью детской психики. Развивается на фоне сильных потрясений (обычно испуга) или хронического стресса. При своевременном начале терапии вылечивается полностью и, как правило, без особых затруднений. При лечении, начатом слишком поздно, также возможно полное исправление речевого дефекта, но времени и труда это займёт намного больше.

Диагностика заикания

Если многократное повторение слов и слогов не оставляет сомнения, что это клонический (от слова «клон») тип заикания, то тонический тип не всегда можно сразу распознать. При таком типе заикания ребёнок растягивает определённые звуки или делает чрезмерно длинные или вовсе неуместные паузы в речи. При этом важно исключить другие схожие нарушения, такие как, например, брадилалия. Оба типа нарушения, как по отдельности, так и вместе могут встречаться и в неврозоподобной, и невротической форме.

• При неврозоподобной форме дети обычно не стесняются своей речи, говорят много и с удовольствием. Связано это с тем, что заболевание обнаруживается одновременно с активным развитием речи, то есть в том возрасте, когда ребёнок ещё не понимает, что с ним что-то не так. Сама речь при этом ускоренная, монотонная, искажённая. Выраженность дефекта не зависит от окружающей обстановки, наличия или отсутствия стрессовых ситуаций.
  • При невротической форме ребёнок начинает бояться разговаривать. Заболевание вызывается стрессом и порождает ещё больший стресс, получается замкнутый круг. При нормализации психоэмоционального состояния дефект может ослабевать или полностью пропадать на какой-то период времени. Но при следующем провоцирующем факторе он возвращается. Со временем нарушение становится сильнее, а периоды самопроизвольной ремиссии — короче.

Для поставки верного диагноза, определения формы, типа и тяжести состояния требуется комплексная диагностика у логопеда, нейропсихолога и невролога. Необходимо собрать полный анамнез, начиная с течения беременности, знать обстановку в семье, наличие стрессовых факторов и перенесённых заболеваний. Могут понадобиться такие исследования как: ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга, аудиометрия.

Лечение заикания

Конечно, коррекцией заикания занимается в первую очередь логопед-дефектолог. Но в зависимости от формы и тяжести нарушения может понадобиться психотерапия или медикаментозная терапия, которую назначает невролог. Качественный скачок лечение заикания получило с появлением нейропсихологии — науки, изучающей связь структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами, личностными качествами и поведением человека. Для лечения заикания консультация нейропсихолога является необходимостью, так как именно он определяет структуру нарушения и определяет тактику коррекции.

В КДЦ «Наш Логопед» первичную диагностику всегда проводит логопед-нейропсихолог, благодаря чему нашим клиентам не нужно искать этого узкого специалиста отдельно. При необходимости, мы направляем к нужным врачам и работаем, учитывая их диагнозы и назначенное лечение. Вся логопедическая работа в нашем центре имеет нейропсихологическую направленность, что даёт возможность исправить заикание полностью и в кратчайшие сроки.

Советы родителям:

1. Сократите эмоциональные нагрузки. Это не только стрессовые ситуации, но и прослушивание громкой музыки, длительный просмотр мультиков, большое количество времени проведённое за компьютерными играми, особенно время проведённое с планшетом или телефоном. Всё это нужно сократить до минимума или даже исключить полностью на время лечения.
  2. Общайтесь с ребёнком. Учите с ним стихи и песенки. Рассказывайте ему сказки и поощряйте его вопросы и рассказы. Рассказывайте о том, что с вами произошло хорошего и задавайте ему вопросы, чтобы он тоже привык Вам говорить о полученных им положительных эмоциях.
  3. Следите за режимом. Для детей с таким типом нарушений режим наиболее важен. Ежедневный подъём, приёмы пищи, прогулки, занятия и отбой в одно и то же время дают ребёнку ощущение стабильности, что значительно снижает нагрузку на нервную систему.
  4. Хвалите как можно чаще. Конечно, наиболее значимая в данном случае похвала будет за успехи в речевой коррекции, но и похвала за любые другие действия будет на пользу, так как она повышает самооценку и дарит уверенность в себе.
  5. Обратитесь к специалисту как можно раньше. Даже если вы не уверены, а только подозреваете у малыша речевые дефекты, не стесняйтесь обратиться за помощью к профессионалу. Лучше пройти диагностику и узнать, что всё хорошо, чем запустить заболевание. Чем раньше начата коррекционная работа, тем быстрее будут её результаты, и тем выше шанс на полное избавление от нарушения.
  6. Выполняйте домашние задания. Во время коррекционной работы логопед будет давать Вам с ребёнком домашние задания. Выполнять их крайне важно, ведь занятия с логопедом проходят обычно два раза в неделю, а для достижения и закрепления результата нужна постоянная практика. Поэтому всё зависит только от Вас, и от Вашего желания победить нарушение. У Вас всё получится!

Рязань, Касимовское ш., 5
Рязань, ул. Семёна Середы, 42