Многие родители задумываются, нужна ли помощь ребёнку в запуске речи или он просто заговорит чуть позже других детей. Существует мнение, что не стоит обращаться к логопеду до 3 лет, и только если ребёнок и в этом возрасте не начал говорить, то стоит показать его специалисту. Это мнение в корне не верное. В норме дети в возрасте 3 лет говорят уже фразами. Даже недоношенные и дети с неврологическими нарушениями (за исключением самых тяжёлых состояний). Просто считается, что до 3 лет родители сами могут научить ребёнка. Кто-то в меру своих способностей чуть раньше, кто-то чуть позже, и только если даже к этому возрасту ничего не получилось, то становится очевидно, что родителям нужна помощь. Но родители — не педагоги, они могут просто не знать, как помочь ребёнку, и на занятиях с дошкольником логопеду приходится навёрстывать упущенное за все предыдущие годы. Как вы понимаете, это может быть сложно и для малыша, и для родительского кошелька, ведь теперь нагнать сверстников не получится за несколько занятий.
Нормы развития речи до 3 лет
Все нормы, как известно, усреднённые. Если ваш малыш отстаёт от них на несколько месяцев, то в этом нет ничего страшного. Тем не менее, основываясь на этих нормах, можно увидеть, если развитие вашего ребёнка затормозилось или вовсе встало.
- В 2-3 месяца младенец издаёт разные звуки (кричит, пыхтит, кряхтит), использует мимику, машет руками и ногами.
- В 3-4 месяца он начинает гулить и произносить протяжные звуки: а-а-а-а, у-у-у-у, га-а-а-а, гу-у-у-у.
- В 4-6 месяцев ребёнок начинает лепетать, повторять слоги: ля-ля-ля, на-на, тя-тя.
- В 9-11 месяцев малыш уже многократно повторяет ритмические цепи: га-га-га, дык-дык-дык, появляются первые осознанные слова: мама, баба.
- В 1 год дети уже понимают простые фразы, способны выполнять просьбы, используют простые слова: мама, папа, биби, дай, нет.
- В 2 года большинство детей знают уже около 100 слов и умеют строить фразы (произношение и согласование слов на этом этапе не важно): Юля баю-бай, киса писла, это кака, дай водичику.
- В 3 года дети уже общаются между собой и со взрослыми, могут рассказать, чем занимались утром, у них достаточный словарный запас, чтобы описывать это всё простыми предложениями. Невнятное произношение, невыговаривание отдельных звуков, перестановка или пропуск слогов в словах на этом этапе считается нормой.
Если в возрасте 1 года ваш ребёнок не говорит даже отдельных слов или не понимает, когда вы к нему обращаетесь, о чём его просите, а в 1,5 года не использует коротких фраз, то пора начинать занятия с логопедом. Но даже если вы осознали проблему позже, не переживайте, мы вам поможем!
Каким образом мы научим говорить вашего ребёнка?
Первым делом мы всегда проводим диагностику, на которой выявляем причины отсутствия речи и глубину проблемы. Исходя из этого мы подготавливаем индивидуальный план обучения, который может корректироваться после каждого занятия, исходя из успехов и затруднений.
Методика запуска речи в КДЦ «Наш Логопед» построена на 3 основных пунктах:
- Игротерапия. По сути мы просто играем с детьми в правильные игры. Детям интересно и весело, но эти занятия устроены так, что дети сами не замечают, как начинают повторять за педагогом и использовать свои первые слова.
- Нейропсихология. Занятия подстёгивающие сенсорное развитие, развитие мозга, установление новых нейронных связей. Эта направленность позволяет добиваться результатов быстрее.
- Артикуляционная гимнастика. Классический подход в логопедии, ведь, чтобы начать говорить, нужно чтобы речевой аппарат был физически к этому готов.
Нужно быть готовым, что помимо занятий в центре мы будем давать домашние задания. Если не заниматься с ребёнком дома, то результатов 2-3 занятий в неделю с логопедом придётся ждать месяцами. Обязательно нужно закреплять результат дома! Но не переживайте, ваша задача будет всего лишь поиграть с малышом минут 15 в день. Если игры подразумевают какой-то методический материал, то мы будем выбирать из того, что у вас имеется. Логопед даст подробные инструкции сразу после урока, объяснит, на что обращать внимание и к какому результату стремиться. Кроме этого, мы пришлём видео, где будет показано что и как надо делать, чтобы вы точно ничего не забыли и не перепутали.
Самое главное, что нужно понимать всем родителям: если вам кажется, что у ребёнка есть какие-то проблемы, нарушения, задержки в развитии — скорее всего вам не кажется. Даже если окружающие считают, что всё в порядке. Никто лучше мамы и папы не знает своего малыша. Поэтому, если вас что-то беспокоит, не откладывайте и запишитесь на диагностику.