Порой бывают ситуации, когда очное посещение логопедического центра невозможно. Например, если ребёнка некому водить на занятия. Или семья живёт далеко, особенно если в Рязанской области. Или ученик часто болеет — ведь уроки с логопедом должны быть регулярными, чтобы их результат закрепился, а прогресс не откатывался. В таких случаях нам приходят на помощь современные технологии, дающие возможность проведения дистанционных занятий с логопедом-дефектологом.
Плюсы и минусы онлайн занятий с логопедом
К сожалению, не все проблемы можно решить дистанционно. В таком формате невозможен логопедический массаж, постановка руки для письма, лечение дислексии. Детям с множественными нарушениями развития, СДВГ, РАС такой формат тоже может не подойти — всё зависит от степени расстройства и имеющихся у ребёнка навыков. Тем не менее онлайн встречи с логопедом помогут с неправильным произношением, формированием слоговой структуры, заиканием, грамматическим строем речи и т. д. Подойдёт ли вашему ребёнку такая модель занятий, можно определить только на предварительной диагностике.
Если в вашем случае речевое нарушение можно исправить на дистанционных занятиях, то делать выбор в их пользу стоит учитывая все плюсы и минусы:
+ | — |
Занятия проходят не выходя из дома, в комфортной обстановке без нежелательных контактов с другими людьми. | Знакомые предметы интерьера и игрушки могут отвлекать от заданий. |
Не нужно тратить время, силы и деньги на дорогу. | Потребуется помощь родителей для подключения и настройки программы, а также в некоторых случаях участие в занятиях и подготовка дидактического материала. |
В привычной обстановке ребёнок может быть более раскрепощён и открыт к работе. | Сложнее установить контакт с учеником и завладеть его вниманием. |
Проще обеспечить непрерывность курса и регулярность занятий. | Невозможно физическое вмешательство логопеда, например, механическая постановка звука. |
Логопед использует обучение в игровой форме, интерактив, презентации и, исходя из индивидуальных нужд и успехов ученика, корректирует их перед уроком. При помощи видеосвязи он контролирует правильность выполнения упражнений и при необходимости может поправить ребёнка или заменить одно задание другим. | Использование осязательных пособий, которыми богат КДЦ «Наш логопед», невозможно, поэтому тогда, когда они необходимы, понадобится их подготовка родителями. Но мы всегда исходим из того, что есть у них дома. |
Дети любят заниматься на компьютере, для них такой формат сам по себе уже увлекательная игра, а значит наши встречи будут проходить с удовольствием. | Проблемы со связью или оборудованием могут отнимать время от урока или вовсе сделать его невозможным. |
Технические требования для онлайн занятий
Если вашему ребёнку подходит вариант дистанционных уроков с логопедом, то для них вам будут необходимы:
- Компьютер или ноутбук. У смартфона и планшета слишком маленький экран, чтобы чётко видеть все движения артикуляционного аппарата педагога, к тому же их может быть сложно зафиксировать на столе, чтобы освободить руки. Поэтому только компьютер или ноутбук.
- Наушники или колонки и микрофон с хорошим звуком. У ноутбуков они есть встроенные, но не всегда качество звука соответствует необходимому для логопедических занятий. Отличным решением будет гарнитура, то есть наушники со встроенным микрофоном.
- Камера и достаточное освещение. Встроенной в ноутбук камеры будет достаточно, для компьютера камеру придётся докупать. Но в любом случае ученик должен сидеть в освещённом месте, чтобы преподаватель мог видеть его артикуляцию.
- Бесперебойный интернет со скоростью не менее 10 мегабит в секунду. Лучше, если компьютер будет подключен через кабель, но и мобильный интернет в качественной зоне покрытия может подойти.
- Установленный Zoom или Skype. Мы поможем вам скачать и установить программу, но подготовить её нужно будет до начала занятия.
Если вы не можете обеспечить чего-то из этого списка, но и очно посещать логопедический центр нет возможности, то мы можем предложить вам разработку плана занятий для самостоятельной работы дома. В этом плане будет детально расписано что и как необходимо делать, но вместо логопеда с ребёнком будет заниматься сам родитель. Минус в том, что специалист не будет видеть, как выполняются упражнения, не сможет поменять технику в случае необходимости, и для контроля успеваемости и корректировки ведения ученика придётся приезжать на диагностические встречи. Но иногда это единственный вариант, и главное, что при ответственном подходе родителя, это тоже приносит результат.