Нейропсихология находится на стыке двух наук: неврологии и психологии, и изучает связи психических процессов со строением и функциями мозга и нервной системы.
Обращаясь в КДЦ «Наш логопед» к логопеду-дефектологу с диагностической целью, вы получите также нейропсихологическое обследование для определения степени и причин нарушения. Проблемы с речью могут быть только одним из его симптомов, часто им также сопутствуют:
- быстрая утомляемость,
- проблемы со сном и с засыпанием в частности,
- плохая память,
- невнимательность, неусидчивость,
- неспособность описать увиденное, услышанное, пережитое,
- неловкость, неуклюжесть (часто спотыкается, роняет вещи),
- медлительность или, наоборот, гиперактивность,
- плохой, «скачущий» почерк, пропуск и замена букв при письме,
- низкие оценки в школе.
Нейропсихологические методы прорабатывают проблемы как на психологическим, так и на физиологическом уровне, позволяя справиться со всеми этими симптомами. Но даже если у вашего ребёнка только речевые нарушения, не имеющие глубокой, физиологической подоплёки, данные методы в обучении будут полезны и для него. Они направлены на образование новых нейронных связей, на то, чтобы «подстегнуть» развитие мозга, а значит позволяют добиться результата в логопедии быстрее и в целом положительно сказываются на развитии ребёнка.
Как проводится нейропсихологическая диагностика?
Во время диагностики мы применяем как логопедические методы, направленные на оценку произношения, артикуляции, слуха, понимания речи и мелкой моторики, так и нейропсихологические, позволяющие исследовать мышление, внимание, память, эмоциональные реакции и особенности организации психики. Консультация у детского нейропсихолога проходит в игровой форме, что позволяет ребёнку быстрее сориентироваться и не нервничать, концентрируя его внимание на весёлой игре. Ребёнку может быть предложено поиграть в мяч, попрыгать, порисовать, рассортировать игрушки по определённому принципу и т. д. В это время специалист обращает внимание на скорость реакции и эмоциональный отклик, понимание правил игры, мышечный тонус, согласованность и уверенность движений и другие моменты, по которым определяется структура нарушения и необходимая степень нейропсихологической коррекции.
Во время первичной консультации, на ребёнка заводится карта, где прописываются все собранные данные и рекомендации. После каждого посещения нашего центра, в карте отмечаются успехи и сложности, с которыми столкнулся ученик. Исходя изо всех этих данных, составляется маршрут коррекции и план следующего занятия.
Нейропсихология в логопедии
Речь является высшей психической функцией, тесно связанной со всей остальной психической сферой: восприятием, вниманием, мышлением и т. д. Речевые нарушения чаще всего являются следствием особенностей развития головного мозга, и нейропсихологические методы помогают детям их преодолеть.
Во время занятий в КДЦ «Наш логопед» используются нейропсихологические приёмы, такие как: когнитивные и сенсорные игры, автоматизация звуков в движении, задания на развитие межполушарного взаимодействия, координацию движений и мыслительного процесса.
Так как задержка речи и плохое произношение могут быть только «верхушкой айсберга» нарушений в работе нервной системы, то в результате наших занятий родители с удивлением отмечают, что ребёнок в целом становится более активным, весёлым, контактным и рассудительным, многие отмечают улучшение сна и аппетита, если у ребёнка случаются истерики, то в результате нейропсихологической коррекции они становятся реже или пропадают вовсе.