Наш логопед Коррекционно-диагностический центр для детей и взрослых
+7(4912) 29-53-53 Рязань, Касимовское ш. 5
Рязань, Семёна Середы 42,
Рязань, Васильевская 22

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей и пальцев рук направленные на выполнение точных действий с мелкими предметами. Наверняка, все слышали, что для развития речи необходимо развивать мелкую моторику. Но почему? Как связаны эти навыки?
Дело в том, что отделы мозга, отвечающие за движения пальцев и речь, расположены очень близко, и, стимулируя один из них, мы активизируем и соседние. Развитие мелкой моторики также позволяет улучшить координацию в пространстве, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Умение контролировать свои пальчики помогает детям лучше сосредотачиваться, анализировать информацию и решать задачи.
Видите, как важно развивать мелкую моторику? Но самое главное: это совсем не сложно! Для этого не обязательно посещать какие-либо специальные занятия, всё необходимое есть у вас дома.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Одним из ключевых способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является игровая и творческая деятельность. Например, лепка из пластилина, собирание пазлов, изготовление аппликаций с использованием ножниц и клея, рисование и раскрашивание, игры с конструктором и наборами для создания украшений – всё это отличные способы разнообразить занятия и развить моторику.
Выбирайте занятия по возрасту и интересам ребёнка, но не зацикливайтесь на чём-то одном, предлагайте разные игры. Если что-то не получается – не настаивайте или помогите, со временем ребёнок научится лучше управлять непослушными пальчиками и справится с тем, что раньше не давалось.

Также важно обратить внимание на использование различных материалов при занятиях. Разнообразие текстур и форм помогает разносторонне развивать тактильные ощущения и моторику. Можно предложить ребёнку игру с песком, крупами, водой, тестом и другими материалами различной плотности.
Например, можно закопать в песок шишки или небольшие игрушки и предложить поиграть в археолога: выкопать их и сложить в отдельную ёмкость.
Можно наполнить кастрюлю водой и предложить налить куклам «суп» в тарелки, используя половник или ложку. Для аутентичности можно этот «суп» сначала приготовить: пусть ребёнок руками нарвёт и добавит в воду траву и листья.
Очень полезной игрой будет сортировка: смешайте, например, макароны и гречку и предложите ребёнку разложить их по разным контейнерам.

Помимо игр, существует ряд специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Массаж, как один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Разминайте каждый пальчик по отдельности, ладонь, внешнюю сторону кисти и предплечье мягкими, массирующими движениями.
Малышам будут очень полезны пальчиковые игры, сопровождаемые стишками-потешками. Помните: «Сорока-сорока, где была? Далёко. Кашку варила, деток кормила…»? Вот это как раз то, что вам нужно. В интернете вы можете найти и другие стишки для таких пальчиковых игр. Приведём ещё один, отличный пример:

Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (соединить пальцы в замок)
Потянули…(потянуть кисти в стороны)
Покрутили… (волнообразные движения кистями)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, постучать ладонями)
И открыли! (расцепить пальцы)

Почему важно развивать мелкую моторику

Многих родителей интересует вопрос: почему нужно специально заниматься развитием мелкой моторики, ведь раньше этого никто не делал, и ничего, дети обучались и речи, и кропотливой работе. Дело в том, что раньше дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы. Сейчас условия жизни изменились в лучшую сторону, техника и магазины избавили нас от необходимости стирать, лепить пельмени, шить руками. Прогресс – это, несомненно хорошо, но отсутствие необходимости с детства трудиться руками вынуждает нас специально заниматься развитием моторики ребёнка.

Если же, несмотря на все усилия, пальчики ребёнка не слушаются, и он не может выполнять действия, с которыми легко справляются сверстники, не говорит или говорит плохо, то стоит обратиться за помощью к специалистам: неврологу и логопеду-дефектологу.

Контакты

Рязань, Касимовское ш., 5
Рязань, ул. Семёна Середы, 42
Рязань, ул. Васильевская, 22
  • whatsapp
  • telegram
  • vk
  • instagram