Наш логопед Коррекционно-диагностический центр для детей и взрослых
+7(4912) 29-53-53 Рязань, Касимовское ш. 5
Рязань, Семёна Середы 42,
Рязань, Васильевская 22,
Рязань, Княжье Поле, д. 4

Подготовка к постановке звука Р

Звук Р считается одним из самых сложных для артикуляции, и его освоение может вызвать трудности у многих детей. В норме он начинает формироваться в возрасте от 4,5 до 5,5 лет. Однако, прежде чем приступать к его изучению, важно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка готов к этому процессу.

Если вы замечаете, что у вашего ребёнка как будто «каша во рту», это может свидетельствовать о том, что его артикуляционный аппарат еще не готов к произношению звука Р. В таком случае, прежде чем переходить к его освоению, необходимо укрепить мышцы речевого аппарата и подготовить их к более сложным движениям. Кроме того, к моменту освоения звука Р все остальные звуки должны быть уже поставлены. Это создаст необходимую основу для успешного произношения.

Упражнения для укрепления артикуляционного аппарата

  1. Упражнение «Солнышко»: Попросите ребёнка широко открыть рот и показать свои зубы, как будто он улыбается с открытым ртом. Затем пусть он поочередно закрывает рот и снова открывает, при этом стараясь максимально растянуть губы.
  2. Упражнение «Губки»: Пусть ребёнок надувает губы, как будто собирается поцеловать кого-то. Он должен сжать губы и затем расслабить их. Это упражнение поможет развить гибкость губ.
  3. Упражнение «Круги»: Попросите ребёнка высунуть язык и обводить им круги в воздухе, стараясь делать это плавно и без напряжения, сначала в одну сторону, потом в другую. Это поможет развить подвижность языка.
  4. Упражнение «Мороженое»: Пусть ребёнок представит, что он ест мороженое и лижет его языком, стараясь облизать его по кругу. Это упражнение способствует развитию координации движений языка.

Помимо упражнений специалисты используют логопедический массаж, но его не желательно применять без предварительной консультации логопеда.

Упражнения для обучения звуку Р

  1. Упражнение «Парус»: Попросите ребёнка широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы и удерживать в таком положении несколько секунд. Потом дайте ребёнку несколько секунд расслабиться и повторите упражнение.
  2. Упражнение «Маляр»: Пусть ребёнок откроет рот и установит язык за верхними зубами, как в предыдущем упражнении. Затем попросите подвигать языком по нёбу: от зубов к горлышку и обратно.
  3. Упражнение «Лошадка»: Рот также широко открыт, а язык нужно присосать к нёбу. Попросите ребёнка медленно оторвать язык от нёба, получится цокающий звук. Повторите несколько раз.
  4. Упражнение «Дятел»: Нужно широко открыть рот и поставить кончик языка за верхними зубами, как в первом упражнении. Попросите ребёнка постучать языком по бугоркам, должен получиться звук «д». Следите, чтобы при этом нижняя челюсть оставалась на месте, двигаться должен только язык. Если ребёнку это тяжело, то он может помочь себе, придерживая себя руками за подбородок.

Чтобы было легче понять, как правильно выполнять эти упражнения, мы записали для вас видео. Смотрите видео с этими и другими упражнениями в нашей группе ВКонтакте.

Что делать, если занятия не приносят результат?

Если у вас не получается самостоятельно поставить ребёнку звук Р, не стесняйтесь обратиться за помощью к логопедам. Возможно, проблема глубже, и вашему ребёнку потребуется логопедический массаж, нейроупражнения, систематический подход к обучению и индивидуальный план коррекции. Логопед-нейропсихолог сможет не только оценить состояние артикуляционного аппарата вашего ребенка, но и выявить изначальную причину отставания речевого развития. Для этого необходимо пройти диагностику, в результате которой специалист составит индивидуальную программу занятий для успешного обучения произношению и автоматизации звука Р и любых других звуков.

Помните, что терпение и регулярные занятия — ключ к успешному обучению!

Контакты

Рязань, Касимовское ш., 5
Рязань, ул. Семёна Середы, 42
Рязань, ул. Васильевская, 22
Рязань, ул. Княжье Поле, 4
  • whatsapp
  • telegram
  • vk