Наверняка про артикуляционную гимнастику слышали все: свернуть язык в трубочку, поводить им по зубам, растянуть губы в улыбке и т.д. Это активная артикуляционная гимнастика. Но существует ещё и пассивная. Такая гимнастика показана здоровым детям в возрасте до 3-4 лет, пока они ещё не могут сами выполнять упражнения, а также детям, у которых снижена подвижность губ и языка в связи с травмами и заболеваниями, например: травмами лица, ДЦП или перенесёнными инфекциями головного мозга. Прямым показанием к пассивной гимнастике является дизартрия. Здоровым детям проводить такую тренировку можно начиная с 3 недель от рождения. Целью занятий является развитие мышц до того бездействующих, укрепление ранее включенных мышц и формирование шаблона правильной фонации и артикуляции. Это поможет ребёнку начать говорить и быстрее научиться выговаривать даже сложные звуки.
Правила проведения пассивной артикуляционной гимнастики
Перед началом занятия следует вымыть руки и подготовить чистую чайную ложку и стерильную тканевую салфетку, через которую нужно будет брать язык. Говорите с ребёнком, описывайте то, что происходит («твои губы улыбаются», «твой язык прикасается к нёбу»), шутите, сопровождайте свои действия песенками или стихами — главное не молчите и показывайте доброжелательность. В паузах показывайте как сами выполняете это же упражнение. Все движения должны быть нежными и аккуратными, исключающими дискомфортные ощущения у малыша. Выполняйте упражнения медленно, в едином ритме. Каждое упражнение повторяйте по 3-5 раз. Занимайтесь пассивной гимнастикой дважды в день, при желании можно до 4 раз в день. Длительность одного занятия должна быть 5-7 минут, максимум 10 минут. Периодически предлагайте ребёнку выполнить упражнение самостоятельно, и как только это начнёт у него получаться — переходите к активной артикуляционной гимнастике. Начать при этом можно будет с тех же упражнений (только уже без помощи рук взрослого), а потом подключить более сложные.
Виды упражнений в пассивной артикуляционной гимнастике
Предлагаем вашему вниманию простые, но эффективные упражнения для малышей, к каждому из которых мы подобрали несколько стишков-потешек, которые вы можете чередовать. Напоминаем, что все упражнения нужно выполнять по 3-5 раз: сделали, удерживая 5-10 секунд, потом убрали руки и дали расслабиться; сделали, опять убрали руки и т.д.
Упражнения для губ
Название упражнения | Описание | Стихотворение |
Хоботок | Поставьте пальцы обеих рук на уголки губ и сдвиньте их к центру, навстречу друг другу | Подражаю я слону Губы хоботом тяну. Наш слонёнок хоботком Хоботок слоненок тянет, |
Улыбка | Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка в улыбку | Улыбнись мне поскорей. Тяни губки до ушей. Маме милый медвежонок Тянуть губы прямо к ушкам |
Шторки | Указательными пальцами приподнимите (слегка сдвиньте, а не отгибайте) верхнюю губу так, чтобы была видна верхняя десна | Шторы мы с тобой откроем, А потом назад закроем. Занавеска шевельнулась Есть зубы у акулы |
Распаковка | Указательными и средними пальцами опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна | Открываем упаковку Начинаем тренировку! Мы поехали за город, Распакуем зубки |
Уточка | Захватите большими и указательными пальцами верхнюю и нижнюю губы вместе и оттяните их вперед | Вот и клювик получился, Баа! — куда-то испарился. Утки плавают в пруду. Утки, честно говоря, |
Упражнения для языка
Название упражнения | Описание | Стихотворение |
Прыг-скок | При помощи ручки чайной ложки поднимите кончик языка ребёнка по очереди то к нёбу, то к верхней губе | Но, лошадка! Прыг-скок! На пригорок, на мосток. Мы поскачем по лесам И опять вернёмся к вам. Взад-вперёд, Взад-вперёд Взялся язычок за дело |
Прогулка | Левой рукой зафиксируйте подбородок ребёнка. Большим и указательным пальцами правой руки слегка потяните язык вперед | Раз, два, три, четыре, пять! Выходи язык гулять Меж зубами, как сучок, Тётя-тётя кошка, |
Часики | Удерживая двумя пальцами правой руки кончик языка отведите его сначала к левому уголку губ, а затем к правому | Озорной наш язычок Влево-вправо, чок-чок-чок! Пять, четыре, три, два, раз Классная игра у нас Тик – так, тик – так Я на часики гляжу, |
Делайте такую «зарядку» регулярно с самого раннего возраста и первые слова малыша не заставят вас долго ждать! А если ребёнок не начал говорить, когда ровесники уже вовсю болтают, то ждём вас на занятиях по запуску речи!