Наш логопед Коррекционно-диагностический центр для детей и взрослых
+7(4912) 29-53-53 Рязань, Касимовское ш. 5
Рязань, Семёна Середы 42,
Рязань, Васильевская 22,
Рязань, Княжье Поле, д. 4

Пассивная артикуляционная гимнастика

Наверняка про артикуляционную гимнастику слышали все: свернуть язык в трубочку, поводить им по зубам, растянуть губы в улыбке и т.д. Это активная артикуляционная гимнастика. Но существует ещё и пассивная. Такая гимнастика показана здоровым детям в возрасте до 3-4 лет, пока они ещё не могут сами выполнять упражнения, а также детям, у которых снижена подвижность губ и языка в связи с травмами и заболеваниями, например: травмами лица, ДЦП или перенесёнными инфекциями головного мозга. Прямым показанием к пассивной гимнастике является дизартрия. Здоровым детям проводить такую тренировку можно начиная с 3 недель от рождения. Целью занятий является развитие мышц до того бездействующих, укрепление ранее включенных мышц и формирование шаблона правильной фонации и артикуляции. Это поможет ребёнку начать говорить и быстрее научиться выговаривать даже сложные звуки.

Правила проведения пассивной артикуляционной гимнастики

Перед началом занятия следует вымыть руки и подготовить чистую чайную ложку и стерильную тканевую салфетку, через которую нужно будет брать язык. Говорите с ребёнком, описывайте то, что происходит («твои губы улыбаются», «твой язык прикасается к нёбу»), шутите, сопровождайте свои действия песенками или стихами — главное не молчите и показывайте доброжелательность. В паузах показывайте как сами выполняете это же упражнение. Все движения должны быть нежными и аккуратными, исключающими дискомфортные ощущения у малыша. Выполняйте упражнения медленно, в едином ритме. Каждое упражнение повторяйте по 3-5 раз. Занимайтесь пассивной гимнастикой дважды в день, при желании можно до 4 раз в день. Длительность одного занятия должна быть 5-7 минут, максимум 10 минут. Периодически предлагайте ребёнку выполнить упражнение самостоятельно, и как только это начнёт у него получаться — переходите к активной артикуляционной гимнастике. Начать при этом можно будет с тех же упражнений (только уже без помощи рук взрослого), а потом подключить более сложные.

Виды упражнений в пассивной артикуляционной гимнастике

Предлагаем вашему вниманию простые, но эффективные упражнения для малышей, к каждому из которых мы подобрали несколько стишков-потешек, которые вы можете чередовать. Напоминаем, что все упражнения нужно выполнять по 3-5 раз: сделали, удерживая 5-10 секунд, потом убрали руки и дали расслабиться; сделали, опять убрали руки и т.д.

Упражнения для губ

Название упражнения Описание Стихотворение
Хоботок Поставьте пальцы обеих рук на уголки губ и сдвиньте их к центру, навстречу друг другу Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.

Наш слонёнок хоботком
Потянулся за цветком.

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.

Улыбка Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребёнка в улыбку Улыбнись мне поскорей.
Тяни губки до ушей.

Маме милый медвежонок
Улыбается спросонок.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.

Шторки Указательными пальцами приподнимите (слегка сдвиньте, а не отгибайте) верхнюю губу так, чтобы была видна верхняя десна Шторы мы с тобой откроем,
А потом назад закроем.

Занавеска шевельнулась
И чуть-чуть приподнялась.
Птичка сразу повернулась,
Очень рада видеть нас.

Есть зубы у акулы
И у крокодила.
И нас с тобой природа
Ими наградила.

Распаковка Указательными и средними пальцами опустите нижнюю губу ребёнка так, чтобы была видна нижняя десна Открываем упаковку
Начинаем тренировку!

Мы поехали за город,
А за городом дожди.
А за городом заборы,
За заборами — вожди.

Распакуем зубки
На одну минутку.

Уточка Захватите большими и указательными пальцами верхнюю и нижнюю губы вместе и оттяните их вперед Вот и клювик получился,
Баа! — куда-то испарился.

Утки плавают в пруду.
Я поближе подойду,
«Ути-ути», — им скажу,
Червячков им предложу.

Утки, честно говоря,
Говорят лишь: «кря-кря-кря».


Упражнения для языка

Название упражнения Описание Стихотворение
Прыг-скок При помощи ручки чайной ложки поднимите кончик языка ребёнка по очереди то к нёбу, то к верхней губе Но, лошадка! Прыг-скок!
На пригорок, на мосток.
Мы поскачем по лесам
И опять вернёмся к вам.

Взад-вперёд, Взад-вперёд
Ну совсем как вертолёт!

Взялся язычок за дело
Начал прыгать быстро, смело.
Прыгает через забор,
Лежебокам нос утёр.

Прогулка Левой рукой зафиксируйте подбородок ребёнка. Большим и указательным пальцами правой руки слегка потяните язык вперед Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи язык гулять

Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Тётя-тётя кошка,
Выгляни в окошко.

Часики Удерживая двумя пальцами правой руки кончик языка отведите его сначала к левому уголку губ, а затем к правому Озорной наш язычок
Влево-вправо, чок-чок-чок!
Пять, четыре, три, два, раз
Классная игра у нас

Тик – так, тик – так
Ходят часики – вот так!

Я на часики гляжу,
Стрелки я перевожу.
Влево-вправо, влево-вправо
Часики идут исправно.

Делайте такую «зарядку» регулярно с самого раннего возраста и первые слова малыша не заставят вас долго ждать! А если ребёнок не начал говорить, когда ровесники уже вовсю болтают, то ждём вас на занятиях по запуску речи!

Контакты

Рязань, Касимовское ш., 5
Рязань, ул. Семёна Середы, 42
Рязань, ул. Васильевская, 22
Рязань, ул. Княжье Поле, 4
  • whatsapp
  • telegram
  • vk
  • instagram