Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа неврологических нарушений, которые прежде всего затрагивают моторную сферу, но почти всегда сопровождаются нарушениями речи, глотания и коммуникативного поведения. Из-за поражения участков мозга, отвечающих за планирование и программирование движения, и гипо- или гипертонуса мышц нарушается работа артикуляторного аппарата (языка, губ, нёба). Кроме того, при ДЦП часто бывает затруднено дыхание, фонация и восприятие речи — всё это влияет на способность к говорению.
Исходя из многослойной природы расстройства, логопедическая коррекция у детей с ДЦП строится не просто как набор упражнений, а как комплексная, многогранная система. Логопеды и нейропсихологи (в нашем центре все специалисты имеют высшее дефектологическое образование и опыт работы с ДЦП) сначала оценивают моторные, артикуляционные и когнитивные возможности ребёнка. На основе этого подбираются средства коммуникации, техники реабилитации и упражнения, направленные на развитие всех типов связанных нарушений.
Роль нейропсихологии в реабилитации при ДЦП
Нейропсихологические методики при ДЦП призваны укреплять зрительно-моторную координацию, функции внимания, планирования и адаптационные стратегии. Когда мозг лучше контролирует движение, обучение речи идёт проще: ребёнок лучше удерживает артикуляторную позицию, быстрее учится следовать инструкциям и сочетать моторные навыки с речью. Кроме того, нейропсихолог помогает подобрать стратегии компенсации, когда моторика ограничена, чтобы ребёнок мог выражать себя эффективно.
Когда начинать занятия с логопедом?
Чем раньше начнётся поддержка, тем более эффективно можно «программировать» речевые и моторные навыки. Ранняя работа направлена не только на попытку «поставить слова», но и на формирование навыков дыхания, прикуса, глотания, контроля голоса и коммуникативной инициативы. Все эти элементы создают базу для последующего речевого развития и снижают риск осложнений (нарушений питания, аспирации, эмоциональной фрустрации). Даже при тяжёлых формах коррекционная логопедия имеет смысл: улучшение мимики, вокальной выразительности, освоение системы знаков или жестов существенно повышает качество жизни ребёнка и доступность общения с окружением.
Впервые показать ребёнка с ДЦП логопеду-дефектологу и/или нейропсихологу нужно уже в возрасте 1 года. Специалист оценит степень нарушений и либо направит на занятия в логопедическом центре, либо даст список подготовительных техник и упражнений для занятий на дому.
Логопедические занятия с ребёнком с ДЦП на дому
С ребёнком младше 3 лет или старше, если он по каким-то причинам пока не посещает логопеда, нужно заниматься дома родителям. Для подготовки артикуляционного аппарата и общего развития рекомендуются следующие занятия:
- Пассивная артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика (пример упражнения)
- Упражнения на развитие крупной моторики (наклоны головы и туловища, прыжки, игры с мячом, ходьба по лестнице и т.д.)
- Если состояние ребёнка позволяет, то упражнения на развитие мелкой моторики
- Дидактические игры по возрасту
Важно, чтобы занятия проводились регулярно. Упражняться нужно ежедневно и лучше 4 раза в день по 5 минут, чем 1 раз 20 минут. Обращайте внимание на настроение ребёнка, если он раздражён или перевозбуждён, то лучше временно отложить тренировку. Но если уже начали заниматься, а ребёнок не хочет продолжать, то можно помочь, но важно доделать начатое упражнение. После занятия наградите ребёнка: прочитайте сказку, сделайте приятный массаж или поиграйте в то, что ему нравится. Такой подход закрепит понимание, что дела нужно доводить до конца, даст мотивацию и понимание, что даже не самые приятные занятия заканчиваются.
Помимо вышеперечисленных, существуют и другие важные и полезные методики, которые могут помочь ребёнку. Например: логопедический массаж. Но проводить их дома самостоятельно можно только после консультации с логопедом и обучения технике проведения, так как разные воздействия могут иметь противоположный эффект и могут навредить. Если вы хотите самостоятельно заниматься логопедической реабилитацией ребёнка с ДЦП, то в центре «Наш Логопед» мы можем составить для вас полноценный маршрут коррекции на дому.
Если же ребёнок уже обучается у логопеда, то дома родителям всё равно необходимо заниматься. Развить навык общения можно только при систематической, регулярной и непрерывной работе. В КДЦ «Наш логопед» после каждого занятия родителям даётся обратная связь: чем занимались, какие сделаны успехи, с какими сложностями столкнулись. После мы всегда даём домашние задания и показываем, как правильно выполнять упражнения. Если что-то не получается, то мы всегда на связи и готовы оказать срочную консультацию по телефону, в чате и с помощью видео.
Самое главное: просто общайтесь ребёнком. Провоцируйте его реакцию, задавайте вопросы, подталкивайте к тому, чтобы он формулировал просьбы (для начала хотя бы просто жестами). И говорите сами: рассказывайте о том, что видите, о том, как прошёл ваш день, о дальнейших планах. Не молчите! Ну и конечно, читайте ребёнку. А после прочтения сказок и книг обсуждайте их, задавайте вопросы и озвучивайте своё мнение. Ребёнок сможет научиться говорить только если он будет слышать речь и вовлекаться в разговор.