Наш логопед Коррекционно-диагностический центр для детей и взрослых
+7(4912) 29-53-53 Рязань, Касимовское ш. 5
Рязань, Семёна Середы 42,
Рязань, Васильевская 22,
Рязань, Княжье Поле, д. 4

Автоматизация звуков — что это?

На многих страницах нашего сайта можно встретить такое понятие, как «автоматизация звуков». Она входит в коррекционные маршруты практически всех логопедических нарушений. Так что же это? Чем отличается от постановки звуков? Зачем нужна и как именно реализуется?

Автоматизация звука — это закрепление в речи его правильного произношения. Поставить звук, то есть научить ребёнка его выговаривать — это только пол дела. Так как дефектное произношение уже закрепилось, то без осознанных усилий большинство детей в повседневной речи будет продолжать произносить звук неправильно. Поэтому, когда звук начал получаться, надо его автоматизировать.

Нейропсихологические приёмы в автоматизации произношения

В КДЦ «Наш Логопед» активно используется нейропсихологический подход в логопедической коррекции. Упражнения, направленные на активацию работы головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия и образование новых нейронных связей, способствуют не только более быстрому эффекту от речевого обучения, но и скачку в общем развитии. Родители, чьи дети регулярно выполняют нейропсихологические упражнения, отмечают, что у ребят улучшился сон и аппетит, внимание и память, они стали спокойнее и рассудительнее, улучшились навыки рисования или почерк, стало легче даваться обучение чтению и другим наукам.

Самое простое нейроупражнение на автоматизацию звуков — «кулачок-ладошка». Для его выполнения ребёнок кладёт одну руку на стол ладонью вниз, а вторую ставит рядом сжатой в кулак. В таком положении произносится первый слог, например, «СА». Потом положение рук меняется: первая рука сжимается в кулак, а вторая ложится ладонью вниз, и одновременно с этим произносится второй слог «ША». После чего цикл повторяется: «СА»-«ША». Это упражнение укрепляет взаимодействие между телом и интеллектом, активизирует одновременно разные зоны мозга и позволяет закрепить правильное произношение на подсознательном уровне.

В арсенале наших логопедов-нейропсихологов сотни, если не тысячи различных упражнений. В них используются игрушки и природный материал: камушки, шишки, перышки и т.д. Упражнение может основываться на игре в мяч, удержании равновесия на балансборде, активностях на «шведской стенке» или танцах. Мы начинаем от простых упражнений, таких как «кулачок-ладошка», и постепенно переходим к более сложным. Это позволяет ребёнку не скучать — ведь на занятии его всегда ждёт новая, весёлая игра. А когда сочетание физической активности, различных типов восприятия и отработки произношения становится достаточно сложным, то и в повседневной речи закрепляется использование правильных звуков.

Можно ли обойтись без нейрокоррекции?

В принципе, да. Можно повторять с ребёнком слова, включающие звук, который нужно закрепить, пока правильное произношение не вытеснит устоявшееся дефектное. Но это займёт много времени. А в стрессовой ситуации может случиться откат.

Нейроупражнения же имитируют реальную жизнь. Когда ребёнок, щурясь от солнца, бежит по траве и пытается поймать мяч, чтобы кинуть его другу или забить в ворота, он не сможет сосредоточиться на установке языка в нужную позицию, чтобы крикнуть: «Саша, дай пас!», если звук не автоматизирован. Нейропсихологические игры имитируют такие жизненные ситуации, заставляя ребёнка концентрироваться на других задачах, чтобы при этом речевой аппарат двигался самостоятельно, минуя сознание. Такая подготовка даёт устойчивый результат, который не откатится даже в случае сильного стресса или болезни.

Контакты

Рязань, Касимовское ш., 5
Рязань, ул. Семёна Середы, 42
Рязань, ул. Васильевская, 22
Рязань, ул. Княжье Поле, 4
  • whatsapp
  • telegram
  • vk
  • instagram